Конструкция задвижки

Ключевым отличием задвижек от прочих разновидностей запорной арматуры является наличие плоского затвора. Этот элемент фиксируется на резьбовом штоке, плоскость его движения перпендикулярна оси потока.

Составные элементы конструкции:

  • корпус – выполняется в стальном, чугунном, латунном вариантах;
  • шпиндель или резьбовой шток – он обычно стальной;
  • запорный шибер, клин – параллельный двух- или однодисковый;
  • крышка, изготовленная из того же материала, что и корпус;
  • электро- или редукторный привод, маховик.

Типы задвижек в соответствии со спецификой затвора

Двухдисковая задвижка (параллельная) может иметь невыдвижной или выдвижной шток, ее корпус обычно изготавливается во фланцевом виде из стали или чугуна. Перекрытие потока становится плотным благодаря сопряжению металла с металлом между корпусом и запорным устройством.

Сфера применения параллельных задвижек ограничивается условиями с малым давлением воды, этот показатель не должен превышать 10 бар. Ранее рассматриваемое изделие служило ключевой запорной арматурой в большинстве инженерных систем на территории страны, но ее постепенно вытеснили дисковые затворы и шаровые краны.

Клиновые модели обычно имеют полнопроходное исполнение, они оснащаются невыдвижным штоком, упругим, жестким или составным клином. Полнота перекрытия потока достигается за счет применения уплотнения резина/металл (если клин имеет обрезиненную структуру) или металл/металл. Такие задвижки могут быть фланцевыми или резьбовыми в зависимости от того, какой требуется тип внедрения в трубопровод.

Сфера распространения клиновых задвижек достаточно обширна, они активно применяются на магистральных и технологических трубопроводах, в областях, характеризующихся высокими показателями давления рабочей среды и температуры. Интересно, что на территории Европы клиновые задвижки повсеместно используются в системах питьевого хозяйственного водоснабжения.

Ножевая задвижка (она же шиберная) применяется на пищевых и химических промышленных объектах, в коммуникациях водоотведения. Эта продукция весьма эффективна в составе систем, работающих с густыми, вязкими, сыпучими средами. Ножевые задвижки обычно имеют межфланцевое исполнение, характеризуются малой металлоемкостью, за счет этого они обладают низкой себестоимостью.

Шиберные задвижки имеют полнопроходную конструкцию, уплотнение штока – беcсальниковое. Их можно использовать лишь при низком давлении среды, но они способны обеспечить герметичное и надежное перекрытие. Корпус может быть чугунным, стальным (в том числе и из нержавейки), для изготовления седла и уплотнения применяют современные полимерные материалы.

Классификация задвижек по типу управления

Для ручного управления в моделях, показатель условного прохода в которых не превышает 150 мм, применяются маховики, если диаметр больше, в ход идут редукторные приводы.

Внедрение электропривода целесообразно только при наличии в системе компонентов автоматизированного контроля (обеспечивающих удаленное управление), если диаметр трубы превышает 500 мм, при затрудненном доступе к коммуникациям.

Электропривод должен совершить много оборотов, чтобы открыть задвижку, поэтому допустимо, чтобы этот элемент не обладал большой мощностью. Стоит учесть, что это условие не позволяет быстро открыть или закрыть проход, но дает электроприводу преимущество в тех системах, где недопустимо возникновение гидравлических ударов.

Особенности механизма открытия

Задвижки могут иметь невыдвижной или выдвижной шток. Последние являются более дешевым, они обладают увеличенной строительной высотой, что и является ключевым отличием от продукции с невыдвижным шпинделем.

Выделение классов по материалу, из которого изготовлен корпус

Задвижки могут быть стальными, чугунными, бронзовыми, латунными. Последние два вида используются редко, они имеют муфтовую конфигурацию, их условный диаметр не превышает 50 мм. Чугунные и стальные вариации более распространены, они могут иметь межфланцевое и фланцевое исполнение.

Чугунная задвижка универсальна, главное, чтобы давление на участках не превышало 10 бар. Материал достаточно хрупкий, поэтому недопустимы растяжения, изгибы, кручения, сжатия от других компонентов системы. Рассматриваемая продукция востребована в паровых трубопроводах и системах, работающих со сточными водами, вязкой средой.

Наконец, cтальные задвижки распространены там, где среда имеет высокую температуру и предъявляются особые требования к надежности и безопасности системы.

Представленное разнообразие продукции позволяет подобрать эффективную, надежную и устойчивую запорную арматуру для систем, работающих со специфическими средами и с большой градацией давления.